Каково будущее программирования?

Роберт Волькотт, профессор инноваций Школы менеджмента Kellogg Северо-Западного Университета, США, считает, что языки программирования ждет та же судьба, что и древнегреческий — забвение. По его мнению, искусственный интеллект сделает работу программистов ненужной.

«Над входом в Институт Санта-Фе (SFI) выбита цитата Платона на древнегреческом: «Человек, не знающий геометрию, да не войдет сюда». Увы, сегодня лишь горстка людей способна прочитать ее. В конце 21 века языки программирования ждет примерно такая же судьба», — утверждает профессор.

Сегодня все призывают учить код и идти в STEM-профессии. Мол, это позволит «трудоустроиться в новой экономике», или что кодинг — это «новый английский». Однако технологии развиваются так, что код все чаще будут писать сами машины, полагает Волькотт. Нечто подобное ранее произошло с использованием компьютеров. Графический интерфейс был разработан XEROX PARC в 1970-х годах, и выпущенный в 1980-х Apple Macintosh быстро обогнал конкурентов, которые требовали от пользователей технических знаний.

То же самое ныне происходит с программированием. В 1960-х было несколько сотен человек, способных кодить на COBOL, но в 1990-х появился Ruby, на котором могут писать программы тысячи.

«Экстраполируйте эту тенденцию дальше, и увидите, что компьютер однажды сможет понимать «грязную форму инструкций» — обычный человеческий язык», — говорит профессор.

Таким образом, заключает он, ученые, разрабатывающие алгоритмы, однажды смогут создать ИИ, который будет писать код лучше, чем люди. В этом плане все практические STEM-профессии (в отличие от фундаментальных дисциплин) — это «троянский конь», ведь через какое-то время эти специалисты останутся без работы, так как компьютеры в практическом смысле превзойдут человека во всем.

По мнению Волькотта, сегодня мы слишком переоцениваем преимущества простого умения программировать. По его словам, учить детей необходимо не только этому, но и понимаю принципов того, как работают технологии, а также умению видеть преимущества и риски, связанные с развитием технологий и их влиянием на общество.

«Когда компьютеры научатся делать множество вещей, мы должны будем задаться вопросом, что будем делать мы и почему. Нам нужно учиться размышлять, — говорит профессор. — Кроме того, в свете того, что код начнет писать ИИ, нам больше нужны будут люди, умеющие думать и воображать, нежели писать код.

Да и в конечном счете на кодировании свет клином не сошелся, ведь его цель состоит лишь в том, чтобы определить и сообщить машине, чего мы от нее хотим». Поэтому, преподавание примитивных алгоритмов и «умения пользоваться бытовыми программами», которое сейчас практикуется в школах, это по сути заранее запланированная диверсия,  — неумышленная, а может быть, и … хорошо оплаченная на секретных счетах министерских чиновников, из бюджета стратегических и политических конкурентов…

По мнению эксперта, невозможно подготовиться к будущему, не зная социальных и гуманитарных наук. Заставляя детей заучивать практические формулы и законы, но не прививая им навыков творческого конструирования, активного любопытства и изобретательства. Без них гражданское общество просто не будет нормально функционировать. По сути, это подготовка  рабов или даже биороботов, — бездумных исполнителей чужой воли…

«Мои дочери обязательно научатся программировать Искусственный Интеллект, и изобретать новые вещи прямо в школе, потому что это — часть современного мира. Но также их обучат пониманию принципов работы вычислительных систем, их этическим аспектам — это более важно. Кроме этого, они изучат геометрию, чтобы они могли войти в то самое научное здание», — подытоживает Волькотт.